Для меня итогом 2021 года стало открытие Музея Криптографии, над экспозицией которого я работаю почти два года. Два года назад на месте музея стояли руины НИИ, а теперь — современный музей с большой коллекцией шифровальной техники и ручных шифраторов (часть из которой была рассекречена специально для музея). А также с интерактивными инсталляциями о том, как шифрование окружает нас в повседневности и обеспечивает безопасность каждодневных транзакций и коммуникаций, от карты "Тройка" до мессенджеров.
Оказалось, что здесь сошлось множество моих интересов — и история техники, и медиаархеология, и любовь к составлению таймлайнов и таблиц, и даже электронная музыка. Здесь — мои пот и кровь: долгие часы работы в архивах; попытки спешно восстановить навыки чтения на французском и польском; погружение в историю спецслужб, неотрывно связанную с шифрованием; воссоздание аналоговых технологий «закрытия» аудио и видео вместе с Dmitry Pliskin (пригодились даже мои синтезаторы и гитарные педальки); борьба со страхом перед математикой; настоящие научные открытия и общение с уникальными техническими объектами.
Для меня самым интересным аспектом стало то, что шифрование всегда шло бок о бок с историей связи — и медиа в широком смысле. Несколько семестров медиатеории и истории медиа — и ни одного упоминания криптографии:)
Всё только начинается, и впереди много интересной работы и накопленных за это время рассказов. А пока — добро пожаловать в музей!
Пишите, если это вам интересно, и вам нужен Вергилий-проводник в криптографическую бездну — сразу после каникул я буду готов вас туда проводить.